«А нечего спам рассылать»: за сбор с покупателей лишних данных продавцов будут штрафовать


Если законопроект примут, он вступит в силу с 1 марта 2022 года

Если законопроект примут, он вступит в силу с 1 марта 2022 года

Фото: Shutterstock

Торговцам запретят принуждать покупателей сообщать им кучу лишних личных данных – под угрозой, что иначе не обслужат. Например, требовать номер банковской карточки и адрес электронной почты – тогда как для доставки хватит обычного адреса и телефона. Покупателю же приходится эту информацию сообщить: иначе он просто не может оформить заказ. А потом – здравствуй, электронный спам.

Законопроект одобрен в Госдуме в первом чтении. Поправки вносятся в Закон «О защите прав потребителей».

В них также уточняется, какие условия нарушают права потребителя и считаются недопустимыми. Например, это когда:

-продавец (или сайт-агрегатор) оставляет за собой право отказаться от того, что пообещал, или изменить условия – не спрашивая на то согласие покупателя (характерный пример – перенести время доставки, «забыв» спросить, удобно ли это клиенту),

-оказываются за дополнительные услуги без желания на то покупателя («Этот товар вы можете приобрести, если купите вот то-то»),

-продавец (или исполнитель услуги) ограничивает свою ответственность в сравнении с тем, что полагается по закону (скажем, у потребителя есть право на возврат товара в срок, а фирма в условиях доставки прописывает, что вернуть товар нельзя).

Как отметить председатель Госдумы Вячеслав Володин, поправки всего касаются онлайн-магазинов и функций защиты прав потребителей в новых условиях.

В материалах к законопроекту есть данные проверок Роспотребнадзора, в связи с этим было решено подкорректировать закон о правах потребителей. Из этих данных следует, что число нарушений закона в последние годы не сокращается. И нарушения эти – одного и того же плана. Например, изменение стоимости товара по принципу «за время пути собачка могла подрасти». Продажа с «нагрузкой» в виде ненужных или некачественных вещей, а то и кредитных договоров. Задержка с доставкой уже оплаченных товаров, или недоставка их вовсе. Отказ в обмене и возврате вещей, купленных онлайн или по акции. И конечно, агрессивная реклама, от которой уже деваться некуда – причем на основе данных, которые покупателям где-то пришлось против своей воли сообщить.

Предполагается, что благодаря подкорректированным формулировкам число этих нарушений уменьшится. Если законопроект примут, он вступит в силу с 1 марта 2022 года.

Одновременно вносятся поправки в Кодекс об административных нарушениях. Продавцов ждут штрафы за отказ от заключения, исполнения, изменения или расторжения договора, если потребитель не предоставил персональные данные (сверх тех, без выполнения договорных условий). Для руководителейных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, для юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.


Источник: https://www.kp.ru/daily/28362.5/4509837/?from=twall

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × три =